Новости

22.02.2022

ЕГЭ становится для выпускников уже обычным делом, но, тем не менее, до сих пор вызывает страх и стрессовые реакции не только у сдающих экзамен, но и окружающих взрослых. От чего же зависит степень волнения на экзамене? Не только от того, насколько вы уверены в своих силах, и как вы выучили материал. Особую роль здесь играет интеллектуально-психологическая готовность.

Сама форма ЕГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как:

  • эффективная умственная деятельность в непривычных условиях,
  •  анализ задания вне зависимости от привычных схем,
  • умение интуитивно определить верное направление решения или ответ,
  • владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания.
  • психофизическое состояние подростка, (которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием, справляться со своим страхом, насколько он умеет преодолеть стресс.)

Все эти составляющие являются основой психологической подготовки к ЕГЭ. Таким образом, природа возможных трудностей и страхов на экзамене в большей степени психологическая, поэтому наши занятия будут посвящены психологической подготовке к экзаменам. Вы узнаете, как можно более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах, что больше всего влияет на успешность в выполнении заданий ЕГЭ, как научиться преодолевать свой страх, как справиться с нарастающим стрессовым волнением.

Знание и умение учитывать эти особенности может значительно облегчить вашу подготовку к экзамену и повысить результат.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

• поведение накануне экзамена,

• поведение собственно во время экзамена.

 

  1. Как правильно готовиться к экзаменам?

Сегодня мы поговорим о том, как правильно готовиться к экзаменам.

 Обычно во время подготовки к экзаменам человек плохо спит, утрачивает аппетит, теряет заряд бодрости. И оттого, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, зависит и успешная сдача экзаменов и сохранение здоровья.

Прежде всего, я хотела бы познакомить вас с методами самопомощи, которые помогают держаться в хорошей внутренней форме, не расслабляться при подготовке к экзаменам, и, в то же время, помогают сбросить внутреннее напряжение.

В первую очередь необходимо внутренне  настроиться на большую, серьезную и напряженную работу – умственный труд. И в первую очередь спросить себя: А чего конкретно я хочу получить на экзамене? Таким образом, сразу определится планируемый результат подготовки.

Понятно, что это психологически продуманная игра, но при подготовке к экзамену она настраивает человека на тот результат, который он для себя выбрал.  Это один из видов самовнушения, который приводит к положительной самооценке школьника, повышает уверенность в себе, а также к некоторым положительным подвижкам в качестве его знаний и умения их применять.

Подготовку к экзаменам необходимо начинать заранее, понемногу, а не дожидаться, когда ситуация станет катастрофической.

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради. Можно ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, так как они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то иллюстрации или календаря в таких тонах.

Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий, но это нет так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины. Желательно избегать в это время просмотров телепередач, игры в шахматы, чтения ХЛ, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Спать нужно при открытой форточке и не менее 9 часов. Это восстановит трудоспособность и обеспечит полноценный отдых. Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. (Нельзя садиться заниматься на голодный желудок. Важное значение имеют овощи и фрукты. Так, улучшить память помогает морковь, смешанная с растительным маслом, так как она стимулирует обмен веществ в мозгу. Необходимы также фрукты и овощи с большим содержанием витамина С, которые помогают удерживать в памяти большие текстовые объемы.)

Для начала хорошо бы определить, кто вы -  "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. Наиболее цепкая память между 8 и 12 часами дня и около 19 часов вечера.

Начинать повторение материала нужно на свежую голову - пока не устал, с самого трудного, с того раздела, который знаком хуже всего.

 Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, нет настроения. В таком случае полезно начать с самого легкого материала, который более всего интересен и приятен.

Но если и это вам не помогает, если вы не можете сосредоточиться, включиться в работу, немедленно приступайте к процессу «врабатывания». Что это такое?

 Сидя за столом, начинайте писать любые строчки, какие только приходят вам в голову. Главное, не останавливаться и не перечитывать написанное, не прерываться. Через некоторое время мыслительные процессы начнут работать, и вы начнете думать о занятии.

Также лучше всего активность внимания повышают активные действия – жестикуляция, ходьба, гимнастические упражнения.

Аутотренинг

Кроме того, можно использовать простейший аутотренинг, который поможет включить умственную деятельность. Для этого нужно сесть за стол, где лежат книги, конспекты, закрыть глаза и про себя или шепотом повторить 8-10 раз: «Я могу писать Я могу писать, Я могу писать, я пишу…я пишу» Фразы могут быть разными, но главное условие – они должны быть короткими и существенными. Причем интонации должны нарастать от механической безучастности до приказа или требования. В момент наибольшего напряжения нужно внезапно замолчать, расслабиться, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, как через некоторое время в этой пустоте начнет всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. Рука сама потянется к бумаге… Если что-то мешает, нужно попробовать вновь расслабиться и вновь услышать свой приказ.

Приступая к занятиям, полезно составить план, и необходимо четко опре­делить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "Немного поза­нимаюсь", а что именно сегодня вы будет учить: какие именно разделы и какого предмета.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник, тем более что он может быть не один. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, необходимо вначале вспомнить и записать все, что вы помните по этому вопросу, и лишь затем проверить себя по учебнику.

При изучении вопроса вообще полезно структурировать материал, то есть составлять схемы, рисунки, план. Это полезно потому, что в этом случае материал запоминается как зрительно, так и механически (через записи). Такие записи полезны еще и при кратком повторении материала. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты, и только после этого их можно заучивать наизусть. Главное, надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Память устроена таким образом, что более 80% запоминаемого материала забывается сразу же в течение 8 часов, запоминается хорошо лишь тот материал, который вам стал понятен.

Также результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в утренние часы, у других вечером. Наименее продуктивно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро.

Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, данных на уроках.

Кстати, также лучше запомнить материал помогает постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 10-15 минут в день.

А главное, нужно научиться тест прорешивать «технично», используя всевозможные вспомогательные приемы и соображения.

Существует определенная техника сдачи теста. Эта техника включает следующие моменты:

  1. тренировка постоянного жесткого самоконтроля времени;
  2. Тренировка в оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;
  3. Тренировка в прикидке границ результатов и минимальной подстановке как проверки, проводимой сразу после решения задания;
  4. Тренировка  приема «спирального движения» по тесту.

Начнем с последнего пункта 4.

Этот прием является первым необходимым приемом для успешного написания задания типа «тест с ограничением времени». Он состоит в следующем: вы сразу просматриваете тест от начала до конца и отмечаете для себя то, что кажется вам простым, понятным и легким. Именно эти задания вы выполняете первыми.

Начинайте с того, что вы можете выполнить сходу, без особых раздумий. Пробегите глазами по разделу В и отметьте два-три задания, которые поняли сразу. К ним вы перейдете, когда закончите с разделом А. Просмотрите раздел С – один пример в этом разделе всегда решаем без особого напряжения (это действительно так). Отметьте то, что вы попробуете решить, когда закончите с разделом В». Вы можете сделать так несколько раз (двигаясь по спирали и выбирая то, что «созрело» к данному моменту).

 

По пункту 1. Если вы планируете тест выполнить на 4, вы должны уложиться с разделом А в первый час. Что не успели за 1 час, следует оставить (и вернуться при наличии времени после).

За второй час следует решить все, что удается из раздела В.

Третий час можно посвятить разделу С.

 В оставшийся час (если вы чувствуете, что ни в пункте В, ни в С вам больше ничего не одолеть) следует вернуться к разделу А и решить все, что в нем осталось и может быть решено (добавить балы «не мелочи»).

Если вы планируете получить 5. В этом случае весь раздел А следует «уложить » в 40-45 минут (или меньше).

В разделе В нужно сделать не менее 7-8 заданий за 1 час.

В разделе С не менее 1-2 заданий.

На это может уйти 1-1,5 часа.

Эти временные затраты вы все время должны помнить – это и есть постоянный и жесткий контроль времени.

Естественно, выдержать этот график может только тот, кто приучен три часа подряд заниматься с полной отдачей!

По пункту 2. Вы сами достаточно хорошо знаете, свои слабые места. Эти слабые места следует избегать при выполнении теста. Ограничив для себя объем заданий, которые вы наверняка должны решить, вы будете иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.

По пункту 3 Простые подстановки для проверки результатов делайте сразу (а не «если останется время»). После решения задания вы должны снова внимательно перечитать текст его условия (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться дополнительное требование. Часто выпускники просто не обращают внимание на эти требования, записывая при верно решенном задании неправильный ответ на него в бланк теста. Правда, чаще эти дополнительные условия содержатся в заданиях раздела В.

Итак!

  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся используя для этого как можно длительный промежуток времени Если иногда практиковать задания хотя бы по 2 часа без перерыва, то сначала вы будете очень устают, но уже через месяц адаптируются к такому режиму и работают 1,5-2 часа «на одном дыхании», даже слабые ученики.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

К такому режиму работы нужно приучать себя заранее и тренироваться в нем хотя бы 1 раз в неделю.

 

Как повторять материалы перед экзаменами?

МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ

Повторение — это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2–3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.

Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.

Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.

Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

Первое повторение

Сразу по окончании чтения

Второе повторение

Через 20 мин после предыдущего

Третье повторение

Через 8 часов

Четвертое повторение

Через сутки (лучше перед сном)

Как заниматься?

Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы говорим детям, что учебники нельзя читать быстро.

Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступайте к повторению.

Повторение — это ответы на вопросы экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2–3 минут. Закончив первое повторение, отдохните 20 минут и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим.

К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном.

На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 часам. Отдыхайте до 15 часов следующего дня.

На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу же лечь спать.

На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в вашей памяти. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.

Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.п.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами
  •  Если в помещении, где будет проходить экзамен, холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3-4 часа

  Во время тестирования

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен   в   себе,   потому   что   я   положительно   себя   оцениваю.   Я   справлюсь   с поставленными задачами, и все будет хорошо...».

 

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Просмотров сегодня 1, всего 155

16.11.2021

Бесплатно, безопасно и анонимно: почему не стоит бояться звонка на Детский телефон доверия


— А точно про наш разговор не узнают мои родители?

— У меня большие неприятности, но я пока не готова про них говорить дома и в школе! — Не знаю, что мне делать. Если доверюсь психологу, не будет ли еще хуже?

Одна из главных причин неготовности обратиться к психологам Детского телефона доверия – страх, что личное станет публичным и ваша откровенность будет использована против вас. Особенно это касается проблем, связанных с конфликтами в семье, с обидами на родителей и опасным поведением, за которое может последовать наказание.

Обращение за помощью к психологам — первый шаг на пути избавления от тяжелого груза обид, вины и тревог. Это простой и доступный способ найти возможность выговориться, посмотреть на ситуацию с другой стороны, предотвратить обострение и найти путь решения проблемы .

Попробуем развеять основные страхи, основанные на мифах о Телефоне доверия и незнании основных принципов и правил его работы, которые распространяются на всех специалистов, во всех регионах и их соблюдение обязательно.

Итак:

— Если я позвоню, то об этом узнают мои родители, учителя, полиция, одноклассники

Действительно, прежде чем поделиться с кем-либо своими проблемами, хочется быть уверенным, что этому человеку можно доверять. Часто ребята, которые задаются вопросом: “действительно ли о разговоре никто не узнает”, имеют опыт предательства: когда-то они поделились своими секретами с близкими или друзьями, но в результате об их тайне или проблеме узнали все. В случае обращения на Детский телефон доверия этого  не произойдет.

Детский телефон доверия гарантирует анонимность и конфиденциальность. 

  • психологи не видят, как вы выглядите;
  • не могут узнать ваш номер телефона и место, откуда вы звоните, так как номера не определяются;
  • знают о вас только с ваших слов, можно не сообщать свои данные и представиться любым именем;
  • не просят информации о ваших родителях, школе, друзьях;
  • не будут передавать информацию третьим лицам, социальным службам. Звонки не записываются и не прослушиваются;
  • специалисты меняются, и если вы позвоните несколько раз, то будете общаться с разными людьми.

Психологи получают только общие сведения, которыми вы делитесь с ними по своему усмотрению.

— Психолог скажет что-то, что мне не понравится или причинит мне боль

Этот страх и негативная установка тоже бывают связаны с неудачным опытом обращения за помощью. Кто-то обращался за помощью к психологу, но остался недоволен результатом или не совсем понял, чего можно ожидать от такой помощи. Часто кажется, что психолог должен дать готовое удобное решение или совет по решению проблемы. Но так не бывает, и у психологов нет таких полномочий и волшебных возможностей. Специалист может помочь понять, что с вами происходит, какие причины привели к проблеме. Может оказать эмоциональную поддержку, и в совместном анализе ситуации помочь вам самим решить, как лучше с этим справиться, наметить план изменения ситуации и ее восприятия, дать рекомендации. Но решать за вас проблемы он не может и не должен.

На Детский Телефон Доверия можно позвонить несколько раз.

При обращении на Детский телефон доверия есть возможность получить опыт общения с несколькими психологами. У них разный стиль работы, разные подходы, и это позволяет посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Благодаря тому, что вы уже что-то поймете и проанализируете после первого звонка, второй звонок может оказаться более удачным. Попробуйте. Вы не ограничены в количестве звонков, и все звонки на Детский телефон доверия — бесплатные.

— Я никогда не обращался к психологу, и не знаю, что говорить. Не уверен, нужен ли он мне вообще

Все, что мы делаем впервые, может вызывать страхи и переживания. И обращение к психологу — не исключение. Если вас одолевают сомнения в том, нужна ли вам помощь психолога, вы не знаете, как начать разговор, не имеете представления, как проходит консультация, то вы можете построить свой первый звонок на Детский телефон доверия может в формате обычной беседы о том, чего можно ждать от консультации.

Звонок на Детский телефон доверия может стать подготовкой к полноценной консультации.

Чтобы получить консультацию психолога Детского телефона доверия, не нужно заранее записываться и ждать приема несколько дней или даже недель. Нужно просто позвонить по номеру 88002000122 и дождаться ответа консультанта.

В ситуации полной анонимности и конфиденциальности вы узнаете, как строится беседа с психологом, какие вопросы вам могут задавать, проясните для себя, нужен ли психолог в решении вашей проблемы, чего можно ожидать от общения с ним, и чего не стоит.

Если же вы почувствуете, что хотите завершить разговор, потому что еще не готовы к нему, то можете прервать звонок в любой момент.  Или рассказать о проблеме, и вместе с психологом преодолеть тревогу, стеснение и стыд.


Если у вас все еще остались сомнения и вопросы по поводу звонка на номер 88002000122, напишите в чат Детского телефона доверия, вам обязательно помогут подготовиться к звонку и окажут поддержку.

Просмотров сегодня 1, всего 152

10.11.2021

В первый учебный день после каникул в начальном звене состоялся урок, посвященный теме использования сети Интернет детьми.

Просмотров сегодня 1, всего 505

07.09.2021

Проведение социально-психологического тестирования.

Уважаемые родители!

С 1 сентября по 15 октября в МБОУ гимназия «УВК №1»будет проходить социально-психологическое тестирование. Тестирование проводится для обучающихся с 13 лет и старше. Для прохождения тестирования несовершеннолетних, не достигших 15 лет необходимо получение добровольных информированных согласий/отказов родителей обучающихся, и добровольных информационных согласий/отказов обучающихся старше 15 лет.

 

Просмотров сегодня 1, всего 172

03.09.2021

1 Сентября: советы психологов к новому учебному году

/module/item/name

Психологи рассказали о том, как детям адаптироваться после каникул, кому в новом учебном году нужно уделить больше внимания, на чём строится интерес к учёбе, чем хороша семейная форма обучения и так ли нужны ребёнку кружки.

На вопросы «Психологической газеты» отвечали Людмила Аполлоновна Ясюкова, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета; Татьяна Олеговна Ушакова, кандидат педагогических наук, психолог, заведующая отделением помощи семье и детям Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Кому будет сложно в новом учебном году?

Труднее всего в новом учебном году будет тем, кто меняет статус, считают психологи. Первоклассники превращаются из дошкольников в школьников, в их жизни происходят значительные изменения. Но повышенное внимание требуется не только им. Непростой период может оказаться у пятиклассников и девятиклассников. Пятиклассники переходят из младшей в среднюю школу, а девятиклассники будут впервые сдавать экзамены.

Еще одной уязвимой группой Татьяна Ушакова назвала «новичков», которые меняют класс или школу. Им потребуется поддержка, поскольку придётся не только учиться, но и заново выстраивать отношения в коллективе.

Сложный этап ожидает в новом учебном году и одиннадцатиклассников, но, по мнению Людмилы Ясюковой, этот этап уже имеет мало общего с настоящей учебой: «Детей просто натаскивают на сдачу ЕГЭ, они готовятся сдавать тесты, запоминают факты, а не развивают мышление, к тому же перестают в большинстве своём учить непрофильные предметы».

При этом, по мнению Татьяны Ушаковой, ребятам стоит помнить, что как бы ни сложилась ситуация с экзаменами и поступлением, жизнь на этом не заканчивается. Елена Николаева и вовсе советует родителям «проползти ЕГЭ как бессмысленную подготовку и накопить денег, чтобы ребенок учился там, где хочет».

Как помочь первокласснику?

Родителям первоклассников стоит быть готовыми к тому, что ребенок может хуже себя чувствовать, уставать, его организм будет перестраиваться под новый график. В адаптации к школьной жизни поможет соблюдение режима дня: психологи рекомендуют рано ложиться спать, правильно питаться, много гулять.

Конечно, на отношение ребенка к школе будет влиять личность педагога. Елена Николаева советует отдать ребенка в класс к «молодой веселой учительнице». Веселье, так же как и небольшая зарядка, по мнению Елены Ивановны, не помешает на уроках во всех классах, даже в 11-х.

«С детьми приходится учиться, и родители должны на это настраиваться!» — считает Людмила Ясюкова. Родители должны помогать первоклассникам, спрашивать, что было в школе, повторять то, что ученик не усвоил: «Если уроков не задают на дом, это плохо. Ребенок может и в классе ничего не понять, и дома ничего не делать. И получится, что ребенок не будет развиваться», — подчеркивает Людмила Аполлоновна.

По словам Людмилы Ясюковой, для того, чтобы ученик хорошо себя чувствовал в школе, он должен понимать материал, должен чувствовать, что у него получается. Если ребенку плохо в школе, нужно разобраться почему: может быть, у него проблемы со здоровьем, он отвлекается или быстро устает, поэтому перестает понимать, о чем идет речь на уроке.

Родители должны стараться сохранить и укрепить отношения с детьми, тогда ребенку будет проще поделиться своими сложностями. «Ему надо знать, что дома его поддержат, что родители всегда на его стороне и им можно все рассказать», — подчеркивает Татьяна Ушакова.

«Если есть возможность, то не стоит оставлять ребенка на продленке, на внеурочных занятиях, дети там устают. Ребенку нужно прийти домой, побыть одному, отдохнуть от социума», — рекомендует Людмила Ясюкова. Елена Николаева считает, что ребенку после школы нужна физическая активность: либо спортивные секции, либо танцы всей семьей.

Как учитель может помочь детям адаптироваться после каникул?

О том, что же делать учителю, когда дети вернулись в школу после летних каникул и им нужно помочь адаптироваться к учебному процессу, психологи дают разные рекомендации. Людмила Ясюкова советует провести проверочные работы, чтобы понять, какие пробелы в знаниях есть у учеников: «Двойки в журнал, конечно, не ставить».

По мнению Татьяны Ушаковой, не стоит сразу «брать быка за рога». Возможность отреагировать свои эмоции от встречи после расставания на каникулы упростит адаптацию детей. Учителю нужно дать ребятам возможность рассказать, как они провели лето: «Это можно обсудить в мини-группах или создать совместную арт-работу о каникулах». Младшим школьникам стоит напомнить о правилах, существующих в школе, старшим — дать возможность поставить перед собой цели на новый учебный год.

Как в дальнейшем сохранить интерес к учебе?

Учебная мотивация формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, рассказала Татьяна Ушакова. На желание учиться влияет посильность учебных задач, возможность получения помощи и поддержки, позитивный эмоциональный настрой, в более старшем возрасте — осознание своих профессиональных предпочтений.

Елена Николаева советует учителям не «давать материал», а придумывать, как ученики могут получить его сами.

Людмила Ясюкова подчеркивает, что даже если вы будете рассказывать ребенку о том, как интересно учиться, мотивация у него всё равно появится лишь тогда, когда он будет понимать предмет, знать, как решить задачки, например. Если ребенок не понимает — ему становится неинтересно.

Нужны ли детям дополнительные занятия?

«Мне кажется, плохо, когда в жизни детей нет ничего кроме школы, уроков и гаджетов», — считает Татьяна Ушакова. Однако психологи сходятся во мнении, что решение о посещении секций должно приниматься индивидуально для каждого ребенка. По мнению Елены Николаевой, чтобы дополнительные занятия приносили пользу, они должны быть подвижными, яркими, веселыми.

Но и в дополнительных занятиях должна быть мера. «Чем больше кружков, тем меньше развития, это становится просто времяпрепровождением», — считает Людмила Ясюкова. Могут быть полезными один-два кружка, выбранные исходя из интересов ребенка. «Но только если он успевает в школе!», — подчеркивает Людмила Аполлоновна. По её мнению, когда ребенок плохо учится, он с удовольствием ходит в кружки. Но затем у него формируется установка на замещающую деятельность, его перестает интересовать учеба в школе, он считает, что она ему не нужна.

Меру стоит соблюдать не только в разнообразии дополнительных занятий, но и в погружении в какой-то определенный вид деятельности. Осторожными стоит быть со спортивными секциями: когда дети сильно физически устают, они хуже соображают, считает Людмила Ясюкова.

Психологи подчеркивают, что ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься в какой-то секции, например, в музыкальной школе — есть риск, что выросшие дети возненавидят музыку. «Если родители хотят приобщить ребенка к музыке, пусть водят в филармонию на концерты, дома включают музыку. Слушание и игра на инструменте это разные вещи. Играть отнюдь не все могут, а слушать и любить музыку можно научить кого угодно», — считает Людмила Ясюкова.

Как лучше организовать семейное обучение?

В минувшем учебном году в России насчитывалось около 10 тысяч учеников, выбравших семейную форму обучения. Такие данные привел заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк на «горячей линии» «Российской газеты» в сентябре 2020 года.

«Начальная школа на семейном обучении — это очень хорошо, ученики могут выбрать подходящую программу, заниматься в своём темпе, а раз в год сдавать аттестацию», — считает Людмила Ясюкова. Однако она обращает внимание на то, что заниматься лучше с книгами и в общении с человеком, а не онлайн: «Когда дети долго находятся у компьютера, они хуже воспринимают информацию с экрана». Средним и старшим школьникам лучше возвращаться в школу, а не оставаться на семейном обучении, считает Людмила Аполлоновна.

В любом возрасте для ребенка важен коллектив ровесников, отмечают психологи. Елена Николаева рекомендует адептам семейного обучения помнить о том, что, повзрослев, ребенок окажется в обычной жизни, где другие законы. И надо его к этому готовить.

Какие сложности могут возникнуть при дистанционном образовании?

Новый учебный год начинается в традиционном режиме. Психологи сходятся во мнении, что возвращение к дистанционному обучению школьников было бы нежелательно. В первую очередь потому, что нет хороших разработанных программ, оцифрованы обычные учебники (иногда с ошибками), отмечает Людмила Ясюкова. В таком виде обучение становится сложностью и для учителя, и для ученика.

Если же переход на дистанционный режим все же произойдет, психологи рекомендуют родителям иногда заниматься с ребенком лично, чтобы хотя бы часть обучения происходила не онлайн.

Просмотров сегодня 1, всего 114

20.05.2021

ТЕХНИКА "СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ"

 

Цель: развитие психологической устойчивости клиента к предстоящему экзамену (ЕГЭ\ОГЭ, а также аттестация, защита диплома, сдача на права или другие ситуации оценки компетентности).

 

Клиенту предлагается поочередно вытянуть карты-ответы на вопросы:

 

Клиент: "Именно так, я боюсь, что если не сдам экзамены и не поступлю в ВУЗ, то всю жизнь буду бегать за деньгами. А они от меня".

 

Клиент: "Родители расстроятся очень".

 

Клиент: "О, успокоительные точно не буду пить. Уже был такой опыт. Стал очень вялым, как человечек на картинке. Голова вообще не соображала. Тупил жестко!".

 

Клиент: "Хм, думаю надо расписать все по часам заранее. Во сколько встану, когда и что съем, во сколько соберу сумку. Во сколько и с кем пойду до школы...Как-то спокойнее, когда знаешь последовательность своих действий".

 

Клиент: "Похоже на талисман. Сделаю себе на удачу )))".

 

В качестве домашнего задания психолог дает клиенту упражнение. Перед сном необходимо прокручивать образ успеха на экзамене. Представлять, как клиент уверенно отвечает, какая у него ясная голова, прямая осанка, четкая речь и, самое главное, как он получает удовольствие от своего ответа.

 

Просмотров сегодня 1, всего 150

20.05.2021

К психологам Детского телефона доверия часто обращаются дети и подростки, которые не знают, как правильно реагировать на беспричинную агрессию со стороны незнакомых людей или злобные подколы одноклассников. Чтобы сберечь свое самоуважение, нужно уметь отвечать хейтерам.

История Сони

Соня (12 лет, имя изменено) — творческий человек, увлекается рисованием и пробует себя в жанре аниме. Ведет блог в социальной сети и выкладывает в нем свои рисунки. Сначала страничка была только для друзей, но несколько недель назад Соня сделала ее открытой и сразу же столкнулась с хейтерами. Ей написали, что руки у нее растут не откуда надо, что ее творчество оскорбляет аниме-культуру — это вообще не ее профиль, и пусть не позорится. Соня очень болезненно восприняла «критику».

«Я, конечно же, знала, что есть хейтеры, поэтому долго не решалась открывать страничку. Ведь творчество — это очень личное. Я была не готова столкнуться с негативом: такое чувство, будто грязью облили.  Совершенно не знаю, как себя вести. Мне важно развивать свой блог, но из-за хейтеров не хочется больше никому ничего показывать».

Соне важно разобраться, как реагировать на грубые высказывания. Она понимает, что с ростом популярности хейтеров станет больше, и нужно научиться от них отбиваться.

Психологи Детского телефона доверия рекомендуют:

Во-первых, если на страничку пришли хейтеры — значит она вызывает интерес. Это хорошая новость. Те, у кого все хорошо в жизни, увидев твои работы, поставят лайк и напишут приятные слова. Те, кому плохо, кому не везет, кто склонен завидовать, отреагируют дизлайком и хамским комментарием. 

Учись различать критику и хейт

Некоторые замечания могут указать на недочеты или ошибки в твоих работах — это поможет совершенствоваться.

Пример критики: «Вот тут нечетко, конечно — так в аниме руки не рисуют». Не самый приятный комментарий, но у его автора можно уточнить, что именно нарисовано неверно, и если он действительно разбирается в теме, то может подсказать, что исправить. 

А вот фраза «Зашквар, что за убожество нарисовано?” — хейт.  Здесь уточнять что-то смысла нет.

Лучшее оружие против хейта — юмор

Журналистка Светлана Иконникова в своей книге «Троллология. Как нейтрализовать хейтеров и противостоять им в соцсетях» пишет: «Магия юмора — в том, что он не просто показывает оппоненту: вы человек умный и находчивый. Магия юмора — в том, что он делает окружающих вашими союзниками».

Как использовать юмор? 

  1. На комментарий хейтера можно ответить ироничным замечанием

Если сразу не получается придумать острую шутку, можно использовать афоризмы из Интернета. Например, «Если вас что-то смущает во мне — не нужно ставить меня в известность, попробуйте пережить потрясение самостоятельно» (автор не известен).

  1. Написать пост-посвящение хейтерам

Или сделать еженедельную рубрику в сторис, где отмечать самые злостные комментарии и шутить над ними.

  1. Выложить чужую картинку

Пусть это будет работа малоизвестного, но состоявшегося художника, чтобы посмотреть на реакцию критиков и убедиться, что даже творчество профессионалов может подвергаться хейту. Так ты можешь посмеяться над некомпетентностью хейтеров вместе с подписчиками и использовать злопыхателей для развития своего блога.

История Миши 

Случилось так, что Миша (13 лет, имя изменено) сломал свой телефон. Надежды на приобретение нового и более крутого рухнули — родители сообщили, что эта покупка не заложена в бюджет текущего месяца и выдали ему старый кнопочный аппарат.

Миша был ужасно расстроен. Он сильно переживал, что в классе над ним будут жестко прикалываться, если увидят, с каким телефоном он ходит. Его и так поддразнивали за то, что у него не самая последняя модель, а теперь вообще засмеют.

Миша позвонил на Детский телефон доверия, чтобы спросить, как ответить одноклассникам, если его начнут хейтить.

«Я понимаю, что моя проблема многим кажется незначительной, но вы не знаете моих одноклассников. Им только повод дай начать поприкалываться. Если не сумею ответить, они будут издеваться. Даже в школу идти не хочется».

Мише было важно получить действенные рекомендации, как ответить на насмешки одноклассников.

Психологи предложили Мише подключить чувство юмора. Подсказали несколько фраз, которые можно использовать в случае нападок одноклассников.

  • Ничего вы не понимаете, у меня цифровой детокс. Наконец-то отдохну от всех этих чатов.
  • Это — не зашквар, а винтаж. Хотел дисковый телефон, но не нашли в антикварном магазине. Ты не знаешь, что такое дисковый телефон? О чем с тобой вообще разговаривать?
  • А вы знали, что раньше музон для телефона на телеке продавали? Это рингтон называется. Хотите послушать? Тут осталось у предков. 
  • Ты знаешь, как тут будильник установить? Это — целый квест. Спорим, с первого раза не найдешь?
  • Чего ржете, завтра вообще с пейджером приду! Знаете, что это такое?

Так Миша не будет оправдываться или отвечать агрессией на агрессию. Он тоже посмеется над своим старым телефоном и разрядит обстановку.

Психолог предложил Мише донести до одноклассников, что у него всего лишь другой телефон, но сам он остался прежним. Можно задать им такой вопрос: «Вспомни, когда у твоих родителей сломалась машина, и ты стал ездить на автобусе, я же тебя не подкалывал. Твое отношение ко мне изменилось из-за этого телефона? Я все тот же Миша, просто пока гоняю с таким раритетом».

Ценность человека не определяется тем, какие у него телефон, одежда, машина. Вещи ломаются, а у семьи может не быть возможности приобрести модные новинки. Важно учиться спокойнее относиться к вещам, — тогда тебя будет сложнее задеть и обидеть: и с суперкрутым смартфоном, и с кнопочным раритетом ты будешь одинаково уверен в себе. А мы, в службе Детского телефона доверия 88002000122 всегда готовы помочь, если что-то пойдет не так. 

Просмотров сегодня 1, всего 153

20.05.2021

17 мая в России отмечается Международный день Детского телефона доверия, призванный привлечь внимание  к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им. Деятельность таких служб направлена на оказание психологической поддержки, позволяющей детям в безопасной и комфортной атмосфере открыто обсуждать свои проблемы. Инициатива отмечать этот день принадлежит Международному объединению детских телефонов доверия (Child Helpline International), включающему службы более 150 стран мира и официально признанному ООН. Единый общероссийский номер Детского телефона доверия – 8-800-200-0122 был создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации в сентябре 2010 года. В настоящее время к нему подключено более 220 организаций в 85 субъектах Российской Федерации, деятельность которых позволяет осуществлять экстренную психологическую помощь детям, подросткам, их родителям и близким.

Просмотров сегодня 1, всего 136

15.12.2020

Просмотров сегодня 1, всего 189

Объявления

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧАСЫ

Пн 9:00-10:00; 18:00-19:00

Вт 9:00-10:00; 18:00-19:00

СР 9:00-10:00; 18:00-19:00

Чт 9:00-10:00; 18:00-19:00

Пт 9:00-10:00; 18:00-19:00

23.04.2024

15.04-22.04.2024 в МБОУ гимназии "УВК №1" будет проходить неделя психологии.

20.04.2024

Быть чутким к подростку.

25.03.2024

С 11 по 25.03 в гимназии прошел КОНКУРС информационно-просветительских материалов " Я хочу

22.03.2024

В феврале и марте учащиеся 1-4 классов узнали из-за чего бавают ссоры, как жить без драки и ссоры, и