Новости

07.09.2021

Проведение социально-психологического тестирования.

Уважаемые родители!

С 1 сентября по 15 октября в МБОУ гимназия «УВК №1»будет проходить социально-психологическое тестирование. Тестирование проводится для обучающихся с 13 лет и старше. Для прохождения тестирования несовершеннолетних, не достигших 15 лет необходимо получение добровольных информированных согласий/отказов родителей обучающихся, и добровольных информационных согласий/отказов обучающихся старше 15 лет.

 

Просмотров сегодня 1, всего 11

03.09.2021

1 Сентября: советы психологов к новому учебному году

/module/item/name

Психологи рассказали о том, как детям адаптироваться после каникул, кому в новом учебном году нужно уделить больше внимания, на чём строится интерес к учёбе, чем хороша семейная форма обучения и так ли нужны ребёнку кружки.

На вопросы «Психологической газеты» отвечали Людмила Аполлоновна Ясюкова, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета; Татьяна Олеговна Ушакова, кандидат педагогических наук, психолог, заведующая отделением помощи семье и детям Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Кому будет сложно в новом учебном году?

Труднее всего в новом учебном году будет тем, кто меняет статус, считают психологи. Первоклассники превращаются из дошкольников в школьников, в их жизни происходят значительные изменения. Но повышенное внимание требуется не только им. Непростой период может оказаться у пятиклассников и девятиклассников. Пятиклассники переходят из младшей в среднюю школу, а девятиклассники будут впервые сдавать экзамены.

Еще одной уязвимой группой Татьяна Ушакова назвала «новичков», которые меняют класс или школу. Им потребуется поддержка, поскольку придётся не только учиться, но и заново выстраивать отношения в коллективе.

Сложный этап ожидает в новом учебном году и одиннадцатиклассников, но, по мнению Людмилы Ясюковой, этот этап уже имеет мало общего с настоящей учебой: «Детей просто натаскивают на сдачу ЕГЭ, они готовятся сдавать тесты, запоминают факты, а не развивают мышление, к тому же перестают в большинстве своём учить непрофильные предметы».

При этом, по мнению Татьяны Ушаковой, ребятам стоит помнить, что как бы ни сложилась ситуация с экзаменами и поступлением, жизнь на этом не заканчивается. Елена Николаева и вовсе советует родителям «проползти ЕГЭ как бессмысленную подготовку и накопить денег, чтобы ребенок учился там, где хочет».

Как помочь первокласснику?

Родителям первоклассников стоит быть готовыми к тому, что ребенок может хуже себя чувствовать, уставать, его организм будет перестраиваться под новый график. В адаптации к школьной жизни поможет соблюдение режима дня: психологи рекомендуют рано ложиться спать, правильно питаться, много гулять.

Конечно, на отношение ребенка к школе будет влиять личность педагога. Елена Николаева советует отдать ребенка в класс к «молодой веселой учительнице». Веселье, так же как и небольшая зарядка, по мнению Елены Ивановны, не помешает на уроках во всех классах, даже в 11-х.

«С детьми приходится учиться, и родители должны на это настраиваться!» — считает Людмила Ясюкова. Родители должны помогать первоклассникам, спрашивать, что было в школе, повторять то, что ученик не усвоил: «Если уроков не задают на дом, это плохо. Ребенок может и в классе ничего не понять, и дома ничего не делать. И получится, что ребенок не будет развиваться», — подчеркивает Людмила Аполлоновна.

По словам Людмилы Ясюковой, для того, чтобы ученик хорошо себя чувствовал в школе, он должен понимать материал, должен чувствовать, что у него получается. Если ребенку плохо в школе, нужно разобраться почему: может быть, у него проблемы со здоровьем, он отвлекается или быстро устает, поэтому перестает понимать, о чем идет речь на уроке.

Родители должны стараться сохранить и укрепить отношения с детьми, тогда ребенку будет проще поделиться своими сложностями. «Ему надо знать, что дома его поддержат, что родители всегда на его стороне и им можно все рассказать», — подчеркивает Татьяна Ушакова.

«Если есть возможность, то не стоит оставлять ребенка на продленке, на внеурочных занятиях, дети там устают. Ребенку нужно прийти домой, побыть одному, отдохнуть от социума», — рекомендует Людмила Ясюкова. Елена Николаева считает, что ребенку после школы нужна физическая активность: либо спортивные секции, либо танцы всей семьей.

Как учитель может помочь детям адаптироваться после каникул?

О том, что же делать учителю, когда дети вернулись в школу после летних каникул и им нужно помочь адаптироваться к учебному процессу, психологи дают разные рекомендации. Людмила Ясюкова советует провести проверочные работы, чтобы понять, какие пробелы в знаниях есть у учеников: «Двойки в журнал, конечно, не ставить».

По мнению Татьяны Ушаковой, не стоит сразу «брать быка за рога». Возможность отреагировать свои эмоции от встречи после расставания на каникулы упростит адаптацию детей. Учителю нужно дать ребятам возможность рассказать, как они провели лето: «Это можно обсудить в мини-группах или создать совместную арт-работу о каникулах». Младшим школьникам стоит напомнить о правилах, существующих в школе, старшим — дать возможность поставить перед собой цели на новый учебный год.

Как в дальнейшем сохранить интерес к учебе?

Учебная мотивация формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, рассказала Татьяна Ушакова. На желание учиться влияет посильность учебных задач, возможность получения помощи и поддержки, позитивный эмоциональный настрой, в более старшем возрасте — осознание своих профессиональных предпочтений.

Елена Николаева советует учителям не «давать материал», а придумывать, как ученики могут получить его сами.

Людмила Ясюкова подчеркивает, что даже если вы будете рассказывать ребенку о том, как интересно учиться, мотивация у него всё равно появится лишь тогда, когда он будет понимать предмет, знать, как решить задачки, например. Если ребенок не понимает — ему становится неинтересно.

Нужны ли детям дополнительные занятия?

«Мне кажется, плохо, когда в жизни детей нет ничего кроме школы, уроков и гаджетов», — считает Татьяна Ушакова. Однако психологи сходятся во мнении, что решение о посещении секций должно приниматься индивидуально для каждого ребенка. По мнению Елены Николаевой, чтобы дополнительные занятия приносили пользу, они должны быть подвижными, яркими, веселыми.

Но и в дополнительных занятиях должна быть мера. «Чем больше кружков, тем меньше развития, это становится просто времяпрепровождением», — считает Людмила Ясюкова. Могут быть полезными один-два кружка, выбранные исходя из интересов ребенка. «Но только если он успевает в школе!», — подчеркивает Людмила Аполлоновна. По её мнению, когда ребенок плохо учится, он с удовольствием ходит в кружки. Но затем у него формируется установка на замещающую деятельность, его перестает интересовать учеба в школе, он считает, что она ему не нужна.

Меру стоит соблюдать не только в разнообразии дополнительных занятий, но и в погружении в какой-то определенный вид деятельности. Осторожными стоит быть со спортивными секциями: когда дети сильно физически устают, они хуже соображают, считает Людмила Ясюкова.

Психологи подчеркивают, что ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься в какой-то секции, например, в музыкальной школе — есть риск, что выросшие дети возненавидят музыку. «Если родители хотят приобщить ребенка к музыке, пусть водят в филармонию на концерты, дома включают музыку. Слушание и игра на инструменте это разные вещи. Играть отнюдь не все могут, а слушать и любить музыку можно научить кого угодно», — считает Людмила Ясюкова.

Как лучше организовать семейное обучение?

В минувшем учебном году в России насчитывалось около 10 тысяч учеников, выбравших семейную форму обучения. Такие данные привел заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк на «горячей линии» «Российской газеты» в сентябре 2020 года.

«Начальная школа на семейном обучении — это очень хорошо, ученики могут выбрать подходящую программу, заниматься в своём темпе, а раз в год сдавать аттестацию», — считает Людмила Ясюкова. Однако она обращает внимание на то, что заниматься лучше с книгами и в общении с человеком, а не онлайн: «Когда дети долго находятся у компьютера, они хуже воспринимают информацию с экрана». Средним и старшим школьникам лучше возвращаться в школу, а не оставаться на семейном обучении, считает Людмила Аполлоновна.

В любом возрасте для ребенка важен коллектив ровесников, отмечают психологи. Елена Николаева рекомендует адептам семейного обучения помнить о том, что, повзрослев, ребенок окажется в обычной жизни, где другие законы. И надо его к этому готовить.

Какие сложности могут возникнуть при дистанционном образовании?

Новый учебный год начинается в традиционном режиме. Психологи сходятся во мнении, что возвращение к дистанционному обучению школьников было бы нежелательно. В первую очередь потому, что нет хороших разработанных программ, оцифрованы обычные учебники (иногда с ошибками), отмечает Людмила Ясюкова. В таком виде обучение становится сложностью и для учителя, и для ученика.

Если же переход на дистанционный режим все же произойдет, психологи рекомендуют родителям иногда заниматься с ребенком лично, чтобы хотя бы часть обучения происходила не онлайн.

Просмотров сегодня 2, всего 15

20.05.2021

ТЕХНИКА "СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ"

 

Цель: развитие психологической устойчивости клиента к предстоящему экзамену (ЕГЭ\ОГЭ, а также аттестация, защита диплома, сдача на права или другие ситуации оценки компетентности).

 

Клиенту предлагается поочередно вытянуть карты-ответы на вопросы:

 

Клиент: "Именно так, я боюсь, что если не сдам экзамены и не поступлю в ВУЗ, то всю жизнь буду бегать за деньгами. А они от меня".

 

Клиент: "Родители расстроятся очень".

 

Клиент: "О, успокоительные точно не буду пить. Уже был такой опыт. Стал очень вялым, как человечек на картинке. Голова вообще не соображала. Тупил жестко!".

 

Клиент: "Хм, думаю надо расписать все по часам заранее. Во сколько встану, когда и что съем, во сколько соберу сумку. Во сколько и с кем пойду до школы...Как-то спокойнее, когда знаешь последовательность своих действий".

 

Клиент: "Похоже на талисман. Сделаю себе на удачу )))".

 

В качестве домашнего задания психолог дает клиенту упражнение. Перед сном необходимо прокручивать образ успеха на экзамене. Представлять, как клиент уверенно отвечает, какая у него ясная голова, прямая осанка, четкая речь и, самое главное, как он получает удовольствие от своего ответа.

 

Просмотров сегодня 1, всего 47

20.05.2021

К психологам Детского телефона доверия часто обращаются дети и подростки, которые не знают, как правильно реагировать на беспричинную агрессию со стороны незнакомых людей или злобные подколы одноклассников. Чтобы сберечь свое самоуважение, нужно уметь отвечать хейтерам.

История Сони

Соня (12 лет, имя изменено) — творческий человек, увлекается рисованием и пробует себя в жанре аниме. Ведет блог в социальной сети и выкладывает в нем свои рисунки. Сначала страничка была только для друзей, но несколько недель назад Соня сделала ее открытой и сразу же столкнулась с хейтерами. Ей написали, что руки у нее растут не откуда надо, что ее творчество оскорбляет аниме-культуру — это вообще не ее профиль, и пусть не позорится. Соня очень болезненно восприняла «критику».

«Я, конечно же, знала, что есть хейтеры, поэтому долго не решалась открывать страничку. Ведь творчество — это очень личное. Я была не готова столкнуться с негативом: такое чувство, будто грязью облили.  Совершенно не знаю, как себя вести. Мне важно развивать свой блог, но из-за хейтеров не хочется больше никому ничего показывать».

Соне важно разобраться, как реагировать на грубые высказывания. Она понимает, что с ростом популярности хейтеров станет больше, и нужно научиться от них отбиваться.

Психологи Детского телефона доверия рекомендуют:

Во-первых, если на страничку пришли хейтеры — значит она вызывает интерес. Это хорошая новость. Те, у кого все хорошо в жизни, увидев твои работы, поставят лайк и напишут приятные слова. Те, кому плохо, кому не везет, кто склонен завидовать, отреагируют дизлайком и хамским комментарием. 

Учись различать критику и хейт

Некоторые замечания могут указать на недочеты или ошибки в твоих работах — это поможет совершенствоваться.

Пример критики: «Вот тут нечетко, конечно — так в аниме руки не рисуют». Не самый приятный комментарий, но у его автора можно уточнить, что именно нарисовано неверно, и если он действительно разбирается в теме, то может подсказать, что исправить. 

А вот фраза «Зашквар, что за убожество нарисовано?” — хейт.  Здесь уточнять что-то смысла нет.

Лучшее оружие против хейта — юмор

Журналистка Светлана Иконникова в своей книге «Троллология. Как нейтрализовать хейтеров и противостоять им в соцсетях» пишет: «Магия юмора — в том, что он не просто показывает оппоненту: вы человек умный и находчивый. Магия юмора — в том, что он делает окружающих вашими союзниками».

Как использовать юмор? 

  1. На комментарий хейтера можно ответить ироничным замечанием

Если сразу не получается придумать острую шутку, можно использовать афоризмы из Интернета. Например, «Если вас что-то смущает во мне — не нужно ставить меня в известность, попробуйте пережить потрясение самостоятельно» (автор не известен).

  1. Написать пост-посвящение хейтерам

Или сделать еженедельную рубрику в сторис, где отмечать самые злостные комментарии и шутить над ними.

  1. Выложить чужую картинку

Пусть это будет работа малоизвестного, но состоявшегося художника, чтобы посмотреть на реакцию критиков и убедиться, что даже творчество профессионалов может подвергаться хейту. Так ты можешь посмеяться над некомпетентностью хейтеров вместе с подписчиками и использовать злопыхателей для развития своего блога.

История Миши 

Случилось так, что Миша (13 лет, имя изменено) сломал свой телефон. Надежды на приобретение нового и более крутого рухнули — родители сообщили, что эта покупка не заложена в бюджет текущего месяца и выдали ему старый кнопочный аппарат.

Миша был ужасно расстроен. Он сильно переживал, что в классе над ним будут жестко прикалываться, если увидят, с каким телефоном он ходит. Его и так поддразнивали за то, что у него не самая последняя модель, а теперь вообще засмеют.

Миша позвонил на Детский телефон доверия, чтобы спросить, как ответить одноклассникам, если его начнут хейтить.

«Я понимаю, что моя проблема многим кажется незначительной, но вы не знаете моих одноклассников. Им только повод дай начать поприкалываться. Если не сумею ответить, они будут издеваться. Даже в школу идти не хочется».

Мише было важно получить действенные рекомендации, как ответить на насмешки одноклассников.

Психологи предложили Мише подключить чувство юмора. Подсказали несколько фраз, которые можно использовать в случае нападок одноклассников.

  • Ничего вы не понимаете, у меня цифровой детокс. Наконец-то отдохну от всех этих чатов.
  • Это — не зашквар, а винтаж. Хотел дисковый телефон, но не нашли в антикварном магазине. Ты не знаешь, что такое дисковый телефон? О чем с тобой вообще разговаривать?
  • А вы знали, что раньше музон для телефона на телеке продавали? Это рингтон называется. Хотите послушать? Тут осталось у предков. 
  • Ты знаешь, как тут будильник установить? Это — целый квест. Спорим, с первого раза не найдешь?
  • Чего ржете, завтра вообще с пейджером приду! Знаете, что это такое?

Так Миша не будет оправдываться или отвечать агрессией на агрессию. Он тоже посмеется над своим старым телефоном и разрядит обстановку.

Психолог предложил Мише донести до одноклассников, что у него всего лишь другой телефон, но сам он остался прежним. Можно задать им такой вопрос: «Вспомни, когда у твоих родителей сломалась машина, и ты стал ездить на автобусе, я же тебя не подкалывал. Твое отношение ко мне изменилось из-за этого телефона? Я все тот же Миша, просто пока гоняю с таким раритетом».

Ценность человека не определяется тем, какие у него телефон, одежда, машина. Вещи ломаются, а у семьи может не быть возможности приобрести модные новинки. Важно учиться спокойнее относиться к вещам, — тогда тебя будет сложнее задеть и обидеть: и с суперкрутым смартфоном, и с кнопочным раритетом ты будешь одинаково уверен в себе. А мы, в службе Детского телефона доверия 88002000122 всегда готовы помочь, если что-то пойдет не так. 

Просмотров сегодня 1, всего 47

20.05.2021

17 мая в России отмечается Международный день Детского телефона доверия, призванный привлечь внимание  к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им. Деятельность таких служб направлена на оказание психологической поддержки, позволяющей детям в безопасной и комфортной атмосфере открыто обсуждать свои проблемы. Инициатива отмечать этот день принадлежит Международному объединению детских телефонов доверия (Child Helpline International), включающему службы более 150 стран мира и официально признанному ООН. Единый общероссийский номер Детского телефона доверия – 8-800-200-0122 был создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации в сентябре 2010 года. В настоящее время к нему подключено более 220 организаций в 85 субъектах Российской Федерации, деятельность которых позволяет осуществлять экстренную психологическую помощь детям, подросткам, их родителям и близким.

Просмотров сегодня 1, всего 43

15.12.2020

Просмотров сегодня 1, всего 105

06.11.2020

В первый учебный день после каникул в начальном звене состоялся урок, посвященный теме использования сети Интернет детьми.

Просмотров сегодня 1, всего 338

20.09.2020

В рамках реализации областной акции "Скажи детскому телефону доверия - ДА!" в гимназии "УВК №1" прошло мероприятие "Минута детского телефона доверия", в котором приняли участие обучающиеся начального и среднего звена.

Просмотров сегодня 1, всего 282

Объявления

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВТОРНИК

В последний вторник каждого учебного месяца вы можете записаться на консультацию к педагогу-психологу с 18:00 до 20:00.

07.09.2021

Проведение социально-психологического тестирования. Уважаемые родители! С 1 сентября по 15 октября

03.09.2021

1 Сентября: советы психологов к новому учебному году Психологи рассказали о том, как детям ад

20.05.2021

ТЕХНИКА "СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ"   Цель: развитие психологической устойчивости клиента к предс

20.05.2021

К психологам Детского телефона доверия часто обращаются дети и подростки, которые не знают, как прав